Бедность русских: миф или реальность?

Один из самых распространённых мифов, многие столетия широко тиражирующийся в мире – миф о бедности русских людей. Очень популярны слухи о том, что простые люди в России всегда жили плохо, им не хватало еды, они претерпевали всяческие лишения от своих хозяев-помещиков. Правда ли это — необходимо разобраться…

К сожалению, по ряду причин сейчас не афишируется статистика жизни в России до революционных потрясений, мы можем только предполагать каким был ВВП на душу населения, сколько стоила потребительская корзина, каким был прожиточный минимум. Безусловно достоверные данные есть в архивах в виде документов полицейских и других ведомств, в виде письменных отчетов глав населенных пунктов и ежемесячных отчетов генерал-губернаторов в Столицу.

Очень ценным материалом, проливающим свет на то время, являются воспоминания иностранных путешественников, посещавших Россию в различные временные периоды. Иностранным туристам, как бы назывались путешественники того периода, нет смысла и заинтересованности заведомо лгать или приукрашивать все увиденное ими, и события, происходившие в России. С другой стороны, «иностранные туристы» вполне могли и исказить действительность, руководствуясь чьими-то руководствами или другим умыслом. Как бы там не было такие воспоминания бесценны для каждого неравнодушного к истории гражданина нашей страны.

Весьма ценные заметки о России в 1659 году оставил Юрий Крижанич, философ-богослов из Хорватии. Священник-миссионер, выступал за унию католической и православной церквей и за единство славянских народов. Крижанич был обвинен в поддержке униатов, его отправили на 16 лет в ссылку в город Тобольск, уже там он написал свой труд «Политика». В нём он подробно и скрупулёзно разбирает, анализирует и максимально развёрнуто показывает ситуацию в российской политике и экономике тех времен.

Бедность русских

В ту пору люди, которые относились, мягко говоря, не к высшим слоям общества, носили шапки, шубы из соболя. Рубахи были вышиты жемчужными бусинами и золотыми нитями, таким же образом украшались головные уборы, называвшиеся в простонародье шапками. Юрий Крижанич во время написания сего труда находился в тяжелейших условиях проживания и вероятно очень хотел вернуться в привычное ему философско-богословское общество интеллигенции Ватикана. Поэтому мы не можем с достоверностью утверждать насколько с нами был откровенен уважаемый путешественник и писатель, и не писал ли он под диктовку русских кураторов.

Тем не менее для иностранца было в диковинку, что русские люди разных сословий, иногда носили одежду из дорогих шёлковых тканей, и порой было невозможно отличить боярина от простолюдина. Подобное равенство в одежде в Европе было не понятно, это считалось дурным тоном. Европейцу и в голову не могло прийти, что бы бедные люди были облачены в шёлковые платья, а их жёны не отличались от боярынь первой величины. Но возможно это только лишь казалось иностранцам, так как русские народные одежды были очень красивы, вышиты бисером и издалека напоминали богатые одеяния.

Бедность в России

Только в 20 веке, в мире перестали измерять уровень богатства человека по одежде. То есть деловой костюм стал частью гардероба президента и простого клерка, а спортивный костюм стали одевать и миллионер и простой работяга…

Крижанич отмечает, что русские земельные богатства, по сравнению с почвами Литвы, Швеции и Польши, более плодородны и дают высокий урожай. Что тоже весьма сомнительно в заметках хорвата. Возможно интерес хорвата и его западных друзей лежал в области земельных богатств связанных с огромным количеством этих земель, а не качеством., Но богослов постеснялся об этом упомянуть в своем фундаментальном труде…

Выращивались на Руси и овощи внушительных размеров и разнообразных культур. Яйца куриные, индюшиные и мясо этих птиц в России вкуснее, да и по размеру птица значительно крупнее, чем в соседних странах. Рыбы в реках Московии находится в изобилии, и рыбный промысел поставлен на широкую ногу. Много водится ценных пород рыб: осетры, белуги, севрюги, стерлядь. Черная икра солится русскими в больших бочках и отправляется в крупные города. Икру едят как знать так и бедный люд, черпая ее деревянными ложками из большой миски стоящей на столе.

Хлеб на Руси потребляют в больших количествах в основном в сельской местности, и качество его намного выше чем в той же Польше или Литве. Хозяйство крестьянина на примере Мурманского уезда в те годы было таким: три коровы, две-три лошади, три-четыре улья пчел, пять овец, иногда больше, четыре свиньи и большие запасы всякого хлеба. Здесь явно видно, что хорват-филооф-богослов писал под диктовку курирующего его тайного советника…

Очень многие, кто в то время бывал в России, рассказывали о дешевизне продуктов, как следует из записей секретаря одного из посольств Адама Олеария, который тоже путешествовал по Московии. Его поражали цены на провиант, и всему причиной была очень плодовитая почва, так, например, курица стоила около 2 копеек за штуку, яйцо не более копейки. Адам вообще был уверен, что все эти продукты не считались чем-то ценным на Руси, от их изобилия, и он искренне удивлялся, почему дичь и мясо не ценится так же, как в его стране.

Служащий представительства Персии в Испании, побывавший в России, так же свидетельствует, что его очень обильно угощали, ему даже пришлось выкидывать еду. Он считал, что в России нет бедных, и лично видел, как многие ищут кого на улице, чтобы отдать свою еду. Но здесь возможен тоже старый трюк русских под названием «пустить пыль в глаза» и мнению перса не стоит сильно доверять.

Другой путешественник, венецианский торговец Барбаро Иосафат, в 1479 году посетивший Москву, вспоминал, что обилие мяса говядины здесь огромно, её уже стали продавать, не всегда тщательно взвешивая. За четыре фунта мяса он мог заплатить одну марку. Около семидесяти куриц стоили червонец, а вот гусь не более трёх марок.

И секретарь посольства Австрии, так же отмечал доступность и низкую цену продуктов, он поражался тому, в зимний период в Москву привозилось большое количество замороженных быков и свиней, при необходимости, можно сразу купить более 150 штук. Дешевизна мяса различной птицы, которая у него на родине стоила больших денег, так же поражала его. В его самосознании не укладывалось, ну как можно купить куропатку за две-три копейки, а жаворонков и прочих скворцов, вообще не употребляют в пищу, это считалось дурным тоном.

Например, в Германии, в этот период времени, вопрос обеспечения мясом стоял остро, и решали его иначе. Из-за военных действий в 1618-1648 годах, когда было истреблено и безвозвратно уничтожено 40% от всего населения этой страны, и нужно было каким-то образом восполнять потери и выживать, в итоге дошло до того, что руководители отдельных городов разрешали торговать человеческим мясом, граждан, которые сами погибли от голода, а решение вопроса с восполнением населения, решали путем разрешения крестьянам многожёнства.

Всё, что изложено выше, имеет отношение только к периоду Московского царства до 18 века, а что происходило уже в Российской империи? В дневниках участника французской революции, преподавателя графа Строганова, Жильбера Ромма, немало прожившего в городе Санкт-Петербурге, совершившего несколько поездок по России и не понаслышке знавшего о ней то, о чём другие могли только догадываться. В послании другу в 1781 году он пишет, что крестьяне тут рабы, и какой вывод он делает?

Бедность русских людей

Из-за того, что господин мог продать крестьянина, то он делает вывод, что раб в России более свободен чем у него на родине, и земли у них больше, помещик владеет большими наделами земли, такими большими, что не может её всю обработать сколько бы «душ» у него не было. Крестьяне тут более гостеприимны и трудолюбивы, смекалисты, большинство из них живут благополучно.

Нам нужно не забывать, что пишет все это дворянин, помещик, богач и крупный землевладелец, хозяин большого количества крепостных крестьян. Было бы странно прочитать у него иное. Что крестьяне живут впроголодь, почти раздеты, все свое время тратят на отбывание барщины и обустройство барской собственности. Крепостные при помещичий усадьбе живут все вместе как скот в больших бараков без перегородок и комнат. Там же все вместе едят, спят, рожают и воспитывают своих детей-рабов.

Строганов отмечал, что русские люди весьма спокойны и довольны, причиной тому является обилие всего необходимого для быта, хотя мелкие чиновники и господа проявляют свою алчность и расчетливость. Всё настолько общедоступно, что крестьяне живут в достатке, несмотря на скромную оплату своего труда. Конечно нам нет резона и какого-то повода подозревать во лжи будущего французского революционера, указавшего на то, что рабство в России предпочтительнее и лучше, чем воля европейских крестьян.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что не так всё было однозначно плохо в России, по мнению тогдашней правящей элиты, по сравнению с другими державами. Путевые заметки иностранцев яркое тому подтверждение…