Что для России Воркута?

В 1930 году Георгий Александрович Чернов – геолог и полярник открыл на северо-западе России новое месторождение каменного угля и назвал его Воркутинским. Месторождение входило в состав Крупного Печорского угольного бассейна. Такой ценный подарок природы, для страны советов. перед началом Великой Отечественной Войны, пришелся как нельзя кстати.

Город Воркута у многих ассоциируется с тюрьмами и зонами. В этом есть своя правда, потому что во времена Сталинских репрессий на территории Воркуты располагался один из крупнейших ГУЛагов СССР — Воркутлаг. Благодаря (если можно так выразиться) непосильной работе заключённых, была построена железная дорога Воркута-Инта-Печора-Ухта. По этой дороге в 1943 году был отправлен первый паровоз с Воркуты, который доставил первую тонну угля в блокадный Ленинград. Так в 1943 году Воркуте присвоено звание города.

Первые шахты Воркуты

Первая угольная шахта была построена сразу после открытия Г. А. Черновым Воркутинского месторождения. Она так и называлась: шахта «Капитальная» № 1. Во времена сталинских репрессий, 30-е – 50-е годы 20 столетия, основной частью населения были заключённые. В эти годы строились новые шахты, заводы по изготовлению и ремонту шахтного оборудования, комбинаты и фабрики по переработке угля. Так, в 1953 году насчитывалось 17 шахт. После Воркутинского восстания в 1953 году Воркутлаг прекратил своё существование. Много шахт было закрыто. После реконструкции и объединения, на территории Воркуты действовали шахты:

— №33;

— «Воркутинская» (бывшие шахта №1 и №40);

— «Воргашорская»;

— «Октябрьская»;

— «Промышленная»;

— «Северная»;

— «Аяч-Яга» (объединённые №5, №6 и №7);

— «Комсомольская»;

— «Заполярная»;

— «Центральная»;

— «Южная»;

— «Юнь-Яга»;

— «Хальмер-Ю»;

Все они входили в состав объединения «Воркутауголь». Коксующийся уголь высокого качества, добываемый на шахтах, был очень востребован не только во время Великой Отечественной войны, но и в послевоенные годы. Воркутинский угольный бассейн стал одним из крупнейших бассейнов горнодобывающей промышленности. Для экспорта угля строились железные дороги, поставлялись тепловозы. В Воркуте были построены в начале 70-х годов

— Цемзавод;

— Воркутинский механический завод;

— ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2;

Народ перестал бояться ехать в Воркуту

Воркута перестала «пугать» людей зонами и тюрьмами. Сюда стали приезжать обычные люди со своими семьями. Стало необходимым строить детские сады, школы, училища и т. д. Уже к 1990 году численность населения достигла 117 тыс. человек.

После распада СССР экономика страны сильно пошатнулась. Многие шахты пришлось погасить из-за нерентабельности. Это коснулось шахты №33, «Хальмер-Ю». Оставшиеся неотработанные месторождения просто затопили. Людям негде стало работать, не на что стало жить, и начался массовый переезд из посёлков в город. Посёлки стали закрываться.

Губернатор Коми вместе с мэрами северных городов обратились за помощью в правительство. Так началась политика по переселению нерабочего населения за пределы крайнего севера. Люди получали возможность выехать из Воркуты. За каких-то десять лет численность населения упала почти вдвое, закрылось много шахт и посёлков. Это не могло не отразиться на объёмах добычи угля и на промышленности в целом.

Будущее Воркуты

Сегодня на территории Воркуты действующих шахт всего пять:

— «Воркутинская»;

— «Воргашорская»;

— «Северная»;

— «Комсомольская;

— «Заполярная»;

Но запасов угля ещё очень много. Поэтому в ближайшие годы ООО «Воркутауголь» совместно с Новолипецким металлургическим комбинатом планируют запустить ещё две шахты на вновь открытом Усинском месторождении. Кроме того, Газпром начал строительство газопровода близ Воркуты. В Воркуту снова стали тянуться люди, а это значит, что появляются новые рабочие места и происходит рост и расширение промышленности севера.

Воркута