И людей и богов подкупает хороший подарок. Овидий. Древнеримский поэт
Подарки для вип персон
Мастерская декоративно - прикладного искусства
Мастерская декоративно - прикладного искусства
ЭЛИТНЫЕ И СТАТУСНЫЕ ПОДАРКИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ & КОЛЛЕКЦИОННЫЕ ПОДАРКИ
ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ И ЦЕННЫЕ ПОДАРКИ для друзей, БИЗНЕС-ПАРТНЕРОВ и солидных людей
Наши работы экспонируются в нескольких музеях России и СНГ

Нефтегазовый сектор экономики РФ

Эффективная работа экономики Российской Федерации основана на добывающей промышленности, сформированной в основном на нефтегазовом комплексе (далее НГК) страны. От данной отрасли напрямую зависят курс национальной валюты, положительный торговый баланс и перспективы инвестиций. Прибыль нефтегазовых компаний обеспечивает формирование не менее половины федерального бюджета, а позиции НГК на рынке акций так высоки, что составляют 50% капитализации федерального биржевого рынка акций. За счет ресурсов НГК созданы и функционируют Резервный фонд совместно с Фондом национального благосостояния, которые призваны обеспечивать стабильность федерального бюджета от потрясений. Также из данных поступлений формируются национальные золотовалютные резервы для международной торговли и иных целей.

Колебания нефтегазового сектора экономики РФ

Прибыль нефтегазового сектора зависит от общемировых цен на энергоносители. Мировые цены определяются с помощью биржевых торгов. Есть несколько основных бирж, у каждой своя марка или сорт, например, к бирже IPE (Лондон) относится марка Brent, а к бирже NYMEX (Нью-Йорк) – марка WTI. Российский рынок нефти имеет свою марку Urals, но зависит в основном от стоимости британского Brent. С 2010 года цены на нефть неуклонно росли, но к концу 2014 года начали стремительно падать. В 2015 году прогнозируется постепенный незначительный рост цен в течение года.

Учитывая особую ликвидность нефтегазовой отрасли, с 2008 года в бюджете Российской Федерации существует условное деление налоговой выручки на нефтегазовую и ненефтегазовую. Поступления исходят от налога на добычу полезных ископаемых и таможенных пошлин на сырье и готовые продукты нефтеперерабатывающей промышленности, которые называются вывозными. Эти пошлины обеспечивают около 60% от доли поступлений, а НДПИ соответственно 40% поступлений. С 2010 года зависимость бюджета от нефтегазовой отрасли неуклонно увеличивается. С 2012 года налоговая нагрузка на нефтеперерабатывающую промышленность постоянно возрастает. Экспортная пошлина – непостоянная величина. Она рассчитывается по особым правилам, в зависимости от разницы цен между ценами сорта нефти Urals и международной ценой на нефть. Также были введены дополнительные экспортные пошлины на готовые продукты, например, на бензин. В некоторых случаях для поддержки новых перспективных месторождений могут устанавливаться пониженные ставки экспортной пошлины, в исключительных случаях – даже нулевые.

НДПИ имеет свою базовую ставку, которая может изменяться в зависимости от тенденций рынка. В основном ставка с каждым годом растет. На природный газ ставки устанавливаются для монопольного предприятия  ПАО Газпром, так как он является единственным собственником объектов системы газоснабжения. Для иных субъектов хозяйства ставка может корректироваться некоторыми понижающими коэффициентами. Как некоторая разновидность налога могут рассматриваться требования к компаниям о поставке нефтепродуктов по сниженным ценам для отраслей сельского хозяйства и иных отраслей на определенные периоды времени.

Приток средств от нефтегазовой отрасли создал благоприятные условия для образования специализированных фондов и прироста международных резервов. С 2004 года был введен Стабилизационный Фонд Российской Федерации. Он призван снизить зависимость бюджета и обеспечить страхование Федерального бюджета при падении цен или спроса на продукцию. Также из средств фонда выделяются ресурсы для погашения внешнего долга и обеспечения инвестиций в наукоемкие отрасли, переводятся средства в другие фонды. В 2008 году Стабилизационный Фонд был ликвидирован. Вместо него созданы Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Функции фонда, в общем, остались прежними, разделение было обусловлено необходимостью распределения финансовых потоков в различные сферы. Резервный фонд обеспечивает издержки федерального бюджета. Ранее величина Резервного фонда утверждалась федеральным законом о бюджете, а величина устанавливалась в размере 10% от запланированного ВВП. Оставшиеся финансовые потоки шли в другой фонд, который помогает обеспечивать социальную сферу. С 2014 года размер обоих фондов устанавливается ежегодно решением правительства РФ, исходя из объективной обстановки на нефтегазовом мировом рынке.

Нефтегазовая отрасль имеет свою историю развития и является ведущей для всей экономики Российской Федерации. Зависимость доходов НГК от мировых цен ставит бюджет РФ в уязвимое положение. Картина зависимости проявилась в конце 2014 года, когда с помощью санкций и искусственного понижения мировых цен состояние экономики России резко ухудшилось. За этим последовала девальвация национальной валюты и растрата некоторой части золотовалютных резервов. Однако благодаря функционированию специальных фондов удалось избежать дефолта и оставить экономику на плаву. Данный кризис еще раз показал очевидную зависимость государства от НГК и, возможно, даст толчок для большего развития других отраслей.

Нефтегазовая промышленность